Пионеры автоматизации рынка недвижимости — электронные агрегаторы стали настоящей революцией для сегмента. Бум досок объявлений пришелся на середину «нулевых». Электронные площадки начали делать первые шаги к автоматизации процесса покупки и продажи квартир: анализировать все выложенные на площадке объявления и вычислять среднюю цену, показывать ее динамику, предоставили пользователям возможность выставлять поисковые фильтры по стоимости, метражу, району и пр. Эксперты Skolkovo Realty рассказали о том, как изменился рынок премиальной недвижимости благодаря агрегаторам.
Увеличение знания
Элитная недвижимость стала более открытым продуктом. Сейчас клиент прежде чем обратиться к брокеру самостоятельно составляет хороший рыночный анализ с помощью классифайдов, а также формирует для себя общее представление о том, какой набор параметров для него является приоритетным. Так, до появление агрегаторов клиенту необходимо было обратиться к брокеру для того, чтобы просто получить первичную информацию о рынке. Поэтому площадки сделали потенциальных покупателей более подготовленными.
До появления агрегаторов некоторые агентства среднего ценового сегмента имели свои инструменты для формирования подборок объектов, – на премиальном рынке такой централизованной базы не было.
Доверие
Основная польза для профессионалов рынка от появления агрегаторов заключается в том, что классификаторы стали источником качественного покупательского трафика, повысили лояльность аудитории к информации от брокеров - за счет понятных правил площадки. Также классифайды ускорили получение актуальной информации от строительных компаний для всех участников рынка – необходимость «шахматок», которые раньше готовили представили застройщиков, практически свелась к 0.
Цена успеха
Однако появление агрегаторов принесло рынку не только плюсы, но и минусы. Так, застройщики, брокеры и другие участники рынка столкнулись с увеличением рекламных костов (Cost Per Order), с недобросовестной конкуренцией участников рынка и дублированными предложениями – по разным оценкам объем фейковых объявлений составляет от 30 до 60%.
«Агрегаторы фактически являются монополистами и их ценообразование губительно сказывается на небольших «бутиковых» агентствах недвижимости, которые не всегда выдерживают конкуренцию с большими участниками рынка. Для покупателя это снижает возможность выбора посредника при проведении сделки, что всегда отрицательно для качества услуги, которую в итоге получает клиент. Большие компании отвоевывают все более значимую долю рынка, а малые люксовые компании вынуждены менять концепцию работы с клиентами», – отметил генеральный директор Skolkovo Realty Борис Борискин.
По словам эксперта, это в итоге приводит к тому, что клиенты зачастую теряют в сервисе, а в премиальном сегменте происходит потеря «элитарности» услуг.
Время
Количество времени на подбор жилья не сократилось. Если раньше клиент выбирал объект до покупки несколько месяцев за счет скрупулезного сбора информации, то сейчас столько же времени нужно на отсечение всего лишнего.
Клиент в итоге в плюсе
Другим важным изменением которое принесли на рынок агрегаторы стало проявление явной конкуренции по акционным предложениям. Сейчас все участники рынка подстраивают свою ценовую, маркетинговую и продуктовую политику под общую ситуацию на своем сегменте рынка – жить в вакууме даже для самых крупных игроков стало непозволительной роскошью.
«Будущее за объединением: агрегаторы уже сейчас представляют бесплатные первичные консультации, берут на себя часть работы офисов продаж и ипотечных брокеров и этот тренд будет набирать обороты. Однако личная коммуникация при покупке квартиры или дома все равно останется востребованной – ценность брокеров изначально состоит и будет состоять в том, что они дают экспертное понимание того, что происходит на рынке в целом, преследуя и защищая только интересы своих клиентов», – добавил Борис Борискин.
15 мая 2020 г.