Консалтинговая компания JLL представила итоги первого квартала 2020 года на гостиничном рынке Москвы, а также сравнила ситуацию в отрасли с кризисными периодами 2008 и 2014 годов.
Первый квартал 2020 года стал беспрецедентным в современной истории гостиничного рынка столицы и России в целом. Уже сейчас можно говорить, что результаты второго квартала 2020 года будут еще более низкими, так как апрель и май работающие гостиницы проведут с минимальным уровнем загрузки в пределах 5-10%.
В первом квартале 2020 года средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц Москвы составила 67%, что на 16% ниже аналогичного показателя 2019 года (80%). Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) практически не претерпел изменений и составил 7 600 рублей. Доходность на номер (RevPAR) снизилась на 15% к аналогичному периоду прошлого года и составила 5 100 рублей. Январь – февраль характеризовались положительной динамикой к аналогичному периоду прошлого года. Тем не менее, в марте загрузка снизилась на 50-55% до 18-30%, в зависимости от сегмента. В течение месяца показатель RevPAR в Москве снизился на 46%.
Доля гостиниц, доступных для бронирования
По данным OTA Insight1 по состоянию на 20 апреля оказались доступными для бронирования 65% из всех присутствующих на рынке гостиниц Москвы. В городах Европы и Ближнего Востока отели более категорично отреагировали на снижение спроса и немедленно закрыли продажу номеров даже в более ранней стадии развития ограничений в связи с глобальной пандемией. Например, в Париже готовы заселять гостей всего 8% отелей, а в Лондоне — 2%. Ранее на 30 марта 2020 года доля функционирующих отелей в большинстве городов Европы и Ближнего Востока не превышала 40% из всех доступных. Данное обстоятельство свидетельствует о запасе прочности и гибкости московского рынка в тяжелых условиях сохранения бизнеса.
Гостиничный рынок Москвы в кризис 2008 года
Снижение спроса началось в октябре 2008 года, при этом загрузка в Москве восстановилась к прежнему уровню к октябрю 2009 года. Первыми стали восстанавливаться гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента и высокого ценового сегмента (3-4 звезды). Также необходимо учесть, что загрузка гостиниц Москвы снизилась незначительно в сравнении с нынешними значениями — на 5-10 процентных пунктов.
После наступления кризиса 2008 года резко сократилось количество цикличных мероприятий, образовательных мероприятий и поощрительных корпоративных встреч. Можно с уверенностью говорить, что и сейчас мы недосчитаемся коучинг-сессий, тренинг-семинаров. Вследствие падения спроса гостиницы были вынуждены снизить цены в среднем на 20%. Для возвращения к прежнему уровню тарифов гостиницам потребовалось около четырех лет. Лишь 2013 год ознаменовался высокими операционными показателями.
Гостиничный рынок Москвы в кризис 2014 года
Экономический кризис 2014 года отразился на показателях гостиничного рынка ввиду снижения деловой активности. Основное снижение спроса произошло во второй половине года, гостиницы в целом потеряли от 5 до 10 процентных пунктов загрузки в зависимости от сегмента. Более высокие сегменты рынка восстанавливались медленнее, тем самым ограничивая возможности повышения тарифов по всему рынку. При этом динамика была разнонаправленная: санкционная риторика негативно повлияла на городские гостиницы, но положительно отразилась на курортных гостиницах в условиях девальвации рубля и переориентации части спроса на российские курортные направления.
Сергей Бобашев, руководитель проекта msk.lifedeluxe.ru, считает: «Вся туристическая отрасль и гостиничный сектор — наиболее пострадавшие из сегментов. Все регионы выходят из кризиса по-разному. Если сейчас курорты Краснодарского края пытаются закрыться от москвичей, никто не даст гарантии, что через месяц, когда Москва будет выходить из карантина, она не начнет закрываться от Краснодарского края. Понятно, что это лето не сулит ничего хорошего отельерам. В то же время, высокий ценовой сегмент всегда живет своей жизнью: он высоко маржинальный, в отличие от массового сегмента, где расходы сопоставимы, а доходы существенно ниже».
В зависимости от рынка восстановление тарифа потребует более длительного времени. На данном этапе уже можно говорить, что для восстановления загрузки потребуется от 1,5 до 3 лет, период восстановления тарифа будет более продолжительным. Эксперты говорят о новых трендах, о которых все чаще начинают задумываться отельеры:
- активное внедрение универсальных инструментов с использованием Big Data
- aвтоматизация и упрощение мелких механических процессов для разгрузки персонала гостиницы и оптимизации штатного расписания
- ориентация на стратегический онлайн-маркетинг, в котором процессы продвижения автоматизированы и централизованы
- большее доверие российским цифровым продуктам, максимально адаптированным под многофункциональные задачи управления отелем с учетом местной ситуации
- переход в режим «легкого взаимодействия» с гостем, онлайн-форматов, которые обеспечивают гостю быструю реакцию на запрос и обмен документами
- адаптация отелей к формату Bleisure (business & leisure / бизнес и отдых), новым форматам MICE.
28 апреля 2020 г.