Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по строительству и жилищной политике при содействии Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) и в сотрудничестве с ООО «Институт развития строительной отрасли» (портал ЕРЗ.РФ) провела исследование концепции «дворы без машин» в новостройках Российской Федерации.
По состоянию на октябрь 2019 года среди строящихся и построенных жилых комплексов с выставленным на продажу пулом квартир, в каждом третьей российской новостройке нет места автомобилям во дворе: 35,3% ЖК предлагают концепцию «двор без машин».
Согласно результатам исследования, двор без машин имеют, как правило, крупные жилые комплексы. Так, при расчете по площади жилого комплекса двор без машин предлагают покупателям 43,0% ЖК, а при расчете по количеству корпусов — 29,7%.
Прогнозируемый объем предложения от застройщиков на лишенные парковочного пространства дворы в ближайшие 2 года вырастет на 10-15%. За прошедшие пять лет девелоперы и покупатели уже «распробовали» преимущества подобной концепции: среди ЖК, строительство которых начато в 2018—2019 гг. двор без машин предусмотрен в 53,4% случаев (53% — в новостройках, стартовавших в 2018 году и 59,3% — в проектах 2019 года). При этом, в 2014 году лишь 22,3% ЖК обладали такой возможностью, а в 2015-2017 гг. – «дворами без машин» интриговали покупателей 34,7%-38,5% новостроек.
Реализация двора без машин часто предполагает также наличие системы видеонаблюдения, ограждение территории и организацию контрольно-пропускного пункта. Такие преимущества как двор без машин и видеонаблюдение во дворе сопутствуют друг другу в 28,8% жилых комплексов, двор без машин и огороженная территория — в 22% ЖК, а двор без машин и централизованная охрана дополняют друг друга в 18,8% новостроек.
Чаще всего концепция «двор без машин» реализуется в Москве, где такое преимущество предлагают 67% новых жилых комплексов. Выше среднего внедрение принципа «двор без машин» также в Удмуртской Республике (60% ЖК), Санкт-Петербурге (57% ЖК), Свердловской (54% ЖК) и Тюменской областях (44% ЖК).
В Москве лучшими жилыми комплексами, реализующими концепцию «двор без машин», согласно выводам аналитиков Комиссии, стали проекты ЖК «ЗИЛАРТ» (115 баллов), ЖК Green park (113 баллов), ЖК «Сердце столицы» (112 баллов).
ТОП-3 лучших жилых комплексов Санкт-Петербурга с двором без машин признаны ЖК BOTANICA (94 балла), ЖК «Две Эпохи» (92 балла), ЖК Stockholm (91 балл).
Свердловская область может посоперничать со столицами комплексами ЖК «Макаровский квартал» (114 баллов), ЖК Clever Park (98 баллов), ЖК «Екатерининский парк» (97 баллов).
Лучшими «безавтомобильными» жилыми комплексами в Новосибирской области являются ЖК «Эволюция» (99 баллов), ЖК «Квартал на Декабристов» (98 баллов), ЖК «Квартал на Никитина» (93 балла).
Среди подмосковных комплексов максимальную оценку преимуществ для комфортного проживания имеют ЖК «Первый квартал» (85 баллов), ЖК «Одинград. Кварталы Лесной и Центральный» (79 баллов), ЖК «Парад Планет» (78 баллов).
Лучшими проектами с идеей запрета доступа автомобилей во дворы в республике Башкортостан стали ЖК Idel Tower (101 балл), ЖК «Уфимский Кремль» (100 баллов), ЖК «На Успенской» (92 балла).
«Нехватка парковочных мест, отсутствие зеленых зон и недостаток элементов инфраструктуры — такие проблемы не должны возникать при реализации новых проектов. Конечно, машина во дворе — это удобно для водителей и пассажиров, особенно при необходимости перенести тяжелый груз, но во всех остальных случаях машина во дворе многоэтажного дома — это как минимум дискомфорт для пешеходов. Сегодня все больше девелоперов стали считать, что двор должен стать, в первую очередь, площадкой для общения и отдыха жильцов, а не стоянкой авто, между которыми не всегда находится место для детской площадки», — считает председатель Комиссии РСПП по строительству и жилищной политике Леонид Казинец.
18 ноября 2019 г.