В профильном Департаменте ИНКОМ-Недвижимость выявили, какие риски аренды более всего тревожат москвичей, сдающих жилье и в период самоизоляции вынужденных ослабить контроль над квартирантами. Специалисты компании исследовали тематику обращений клиентов-наймодателей за три недели карантина. Так, 60% квартиросдатчиков страшит риск досрочного расторжения договора найма и потери жильцов; половина опасается неполучения арендной платы или порчи имущества; 47% считают реальной передачу их квартиры в субаренду. Все расчеты производились индивидуально от 100%. Эксперты выяснили, насколько эти страхи обоснованны в сегодняшних условиях, и как их можно устранить.
Ограничения, связанные с пандемией, лишают арендодателей московских квартир возможности лично контактировать с нанимателями и в полной мере контролировать ситуацию в период действия договора найма. Это провоцирует рост тревожности – квартиросдатчики обращаются за профессиональной поддержкой к юристам и риэлторам. В Департаменте аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость проанализировали характер телефонных звонков и онлайн-запросов наймодателей по итогам трех недель самоизоляции.
Специалисты компании назвали основные причины опасений собственников арендного жилья в сложившейся ситуации и оценили степень их распространенности среди наймодателей (каждый показатель высчитывался индивидуально от 100%).
По данным ИНКОМ-Недвижимость, около 60% арендодателей страшит вероятность досрочного расторжения договора найма по инициативе арендаторов. Собственник в этом случае вынужден искать нового жильца, что в настоящее время крайне затруднительно. Квартира же будет простаивать и вместо дивидендов приносить расходы на содержание.
Действительное положение вещей. На сегодняшний день на московском рынке аренды жилья не более 5% договоров найма расторгаются раньше установленного срока против рекордных для последнего десятилетия 35% – данный показатель был зафиксирован в конце 2014 года, в период массового оттока арендаторов с рынка.
«Поскольку действует запрет на активные перемещения, большинство нынешних арендаторов может лишь подбирать варианты в удаленном режиме. Мы не исключаем возможности переселений нанимателей по окончании периода самоизоляции. Как правило, вынужденные внутренние миграции на московском рынке аренды нацелены на понижение бюджета найма. А переезд, выплата новой арендной ставки, залоговой суммы и комиссионных агенту требуют финансовых затрат, и многие квартиранты остались бы на местах при возможности договориться о льготах. Поэтому желающим сохранить жильцов разумно пойти на уступки и, например, на время снизить стоимость проживания», – советует заместитель директора Департамента аренды квартир ИНКОМ-Недвижимость Оксана Полякова.
Во избежание неожиданностей в договоре найма должны быть прописаны обязательства сторон оповестить друг друга о своих намерениях не позднее, чем за месяц до предполагаемого расторжения, и тем или иным способом компенсировать причиненный ущерб. Данное условие действительно, если расторжение договора не является следствием противоправных действий одной из сторон сделки, напоминают эксперты ИНКОМ-Недвижимость.
Опасения, волнующие не менее 1/2 собственников сдаваемых квартир, – риск неполучения арендной платы и страх порчи имущества.
Действительное положение вещей. Договором найма предусматриваются штрафные санкции за неоплату: пени 0,1% от размера арендной ставки выплачиваются за каждый день просрочки платежа. При нарушении сроков более чем на 10 дней наймодатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, при этом квартирант обязан покинуть помещение в течение трех суток и оплатить весь период фактического проживания на снятой им жилплощади.
«Защитить собственность может документальное оформление ответственности арендатора за причиненный ущерб и список передаваемого в пользование. Однако сегодня не более 9% арендодателей заблаговременно составляют подробную опись имущества, и все они – владельцы дорогостоящих объектов. Большинство при заполнении передаточного акта предпочитает ограничить перечень крупными предметами интерьера и бытовой техники, а в описании указать, новые они или бывшие в употреблении. Впоследствии сохранность имущества арендодателя нередко становится предметом эмоциональных разбирательств: обычно около 30% конфликтов в период найма возникают на этой почве. Полагаю, после снятия ограничений это число может увеличиться», – рассуждает Оксана Полякова.
47% наймодателей считают реальной возможность проживания в квартире посторонних людей (не указанные в договоре найма), либо пересдачу жилплощади в субаренду.
Действительное положение вещей. В договоре найма должны быть сведения обо всех, кто живет в квартире, – их паспортные и контактные данные. «Субаренда жилплощади правомочна только при согласии собственника на такие действия – оно должно быть прописано в договоре. Воспользоваться лазейкой при отсутствии запрета на пересдачу квартиры нельзя: если разрешение не дано письменно, то по умолчанию субаренда противозаконна, – констатирует Оксана Полякова. – В рассматриваемой ситуации владелец квартиры имеет право расторгнуть договор найма, выселить всех нанимателей и поднанимателей, а при нанесении порчи имуществу взыскать штраф».
21 апреля 2020 г.