Формат торговых центров районного формата стал настоящим трендом в последние пару лет. Главными причинами стало то, что такие проекты почти не пострадали из-за закрытий в пандемию и не потеряли западных арендаторов. Евгений Протопопов, основатель группы компаний «GGroup - управление активами», полагает, что районные торговые центры сейчас стали настоящим трендом. Этот формат проектов получил большой стимул к развитию в связи с пандемией из-за того, что большие комплексы стояли закрытыми, но при этом районные ТЦ и небольшие магазинчики продолжали обслуживать клиентов. В целом это оказался самый везучий сегмент торговли в последнее время.
«Сегодня в эту категорию комплексов попадают проекты, расположенные на пересечении оживлённых улиц, то есть куда они попадают по пути куда-то. Большие торговые центры в мегаполисах воспринимаются людьми сегодня как магазины выходного дня, когда можно никуда не торопясь приехать на целый день с семьей и не только сделать покупки, но и развлечься. Районные проекты становятся точкой притяжения для каждодневных покупок.
Нельзя сказать, что районные центры понесли и несут большие потери из-за пандемии и последних событий, так как оживлённый трафик он как был, так и остался. Районные торговые центры близки к жилым массивам, а значит, к своей аудитории. Определенным образом, конечно, просели сегменты, которые активно в последние годы переходили в онлайн-сегмент, но в остальном можно отметить движение вверх у таких комплексов.
Ставки в районных торговых центрах и в больших центрах в последнее время двигались в разных направлениях. В крупных ТРЦ они в целом снижались, особенно в регионах, а в районных, наоборот, фиксировался тренд на рост ставок. Таким образом, разница в ставках сейчас сократилась.
Также в разных направлениях двигалась окупаемость квадратных метров в районных и больших торговых центрах. Так, окупаемость в районниках составляет от 3 до 7 лет, а окупаемость больших ТЦ особенно после пандемии ушла за 12 лет. Большие торговые центры очень чувствительны к простою и к повышению коммуналки.
Районные торговые центры сегодня активно привлекают инвесторов и девелоперов. Мы такие проекты строим и видим повышающийся спрос на такие объекты. Объем вложения на квадратный метр сегодня составляет от 50—60 тыс. рублей в регионах, а в Москве больше – около 90 тыс. рублей за 1 кв. м. В больших проектах вложения существенно больше за счет более значительных вложений в полезную площадь», – говорит Евгений Протопопов
Формат районных торговых комплексов в ближайшее время будет активно развиваться. В итоге они отберут часть трафика у больших комплексов и это укладывается в общемировой тренд, уверен эксперт.
13 сентября 2022 г.