По данным исследования международной консалтинговой компании Knight Frank, по итогам 2018 года почти треть всего предложения на первичном рынке высокобюджетной жилой недвижимости (670 лотов или 31%) была представлена квартирами и апартаментами с отделкой, что на 3 п. п. больше итоговых значений 2017 года и на 18% больше показателя 2016 года. Застройщики в 2018 году вывели на рынок проекты, в которых половина предложения представлена с отделкой (два года назад их доля доходила только до трети).
Рост предложения с готовым ремонтом в дорогих сегментах напрямую связан с изменением предпочтений потребителей. Если в 2016 году 14% всех проданных лотов были с отделкой, то в 2017 году данный показатель составил 19%, а в прошлом году почти каждая четвертая сделка была заключена с такими лотами (из более чем 1 000 проданных лотов почти 270 было с отделкой). В 2018 году 30% предложения предлагалось покупателям с финишной отделкой, только 1% – с отделкой white box и 2% предложения – с отделкой в качестве дополнительной опции. Остальные 67% представлены квартирами и апартаментами без отделки. На конец 2017 года на рынке экспонировалось 726 лотов с отделкой, что составило 28% от общего объема предложения, на конец 2016 года – всего 257 лотов (13%).
Как отмечает Ольга Широкова, директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank, в последние годы наблюдается устойчивый рост доли предложения с отделкой на первичном рынке высокобюджетного жилья. С одной стороны, это связано с тем, что спрос на готовые квартиры и апартаменты стабильно увеличивается: покупатели стремятся минимизировать затраты, сэкономить время, а также получить комфортные условия с первого дня проживания – причем не столько за счет отсутствия ремонта у себя, сколько за счет его отсутствия у соседей. С другой стороны, девелоперы «научились делать отделку» оптимальным образом, т.е. предлагать ее как полноценный продукт, с вариативностью по стилям и материалам, но без «излишней свободы выбора» для покупателя – поменять дерево на камень, красное на зеленое уже не получится. В итоге в выигрыше оказывается и девелопер, и покупатель. Еще одним положительным следствием роста популярности отделки стали продуманные функциональные планировки.
Аналитики Knight Frank подчеркивают, что девелоперы все чаще стали выводить на рынок объекты с готовой отделкой. Так, в проектах со стартом продаж в 2016 году доля готовых к проживанию квартир и апартаментов составляла 33% – в 5 из 11 новых комплексов лоты были представлены с финишной отделкой. В новом предложении 2017-2018 гг. таких лотов было более половины (51% и 53% соответственно).
Самый дешевый лот с отделкой в премиум-классе можно приобрести в Тверском районе за 18 млн руб. – это апартаменты площадью 37 кв. м, а в элитном сегменте стоимость готового предложения начинается от 32 млн руб. – за квартиру площадью 42 кв. м в районе Плющиха. На конец 2017 года минимальная стоимость лота с отделкой составляла 13 млн руб. в премиальном сегменте и 63 млн руб. в элитном сегменте, а в 2016 году – 13 млн руб. и 47 млн руб. в премиум- и элит-классе соответственно.
В 2018 году в высокобюджетном сегменте средняя стоимость лота с отделкой составляла 110 млн руб., в то время как средний бюджет предложения без отделки был на 17% дешевле – 93 млн руб. В 2017 году средняя стоимость лота с отделкой достигла 100 млн руб., без отделки – 79 млн руб. В 2016 году квартиры и апартаменты с отделкой можно было приобрести в среднем за 111 млн руб., без отделки – за 102 млн руб.
Около 60% покупателей предпочитают отделку в классическом стиле в светлых оттенках: белый, молочный, бежевый. В таких интерьерах используется натуральный камень, мрамор, дерево. Ванные комнаты и кухни, как правило, полностью укомплектованы, используется премиальная техника известных брендов.
15 марта 2019 г.